Газовая тема МАЗа 17.04.2015 14:23
Тема транспорта, работающего на газовом топливе, сейчас актуальна у отечественных автопроизводителей. Аббревиатура CNG (Compressed Natural Gas) — сегодня модный тренд, признак технической прогрессивности, и чуть ли не синоним светлого будущего.
Естественно, Минский автозавод в стороне не остается. Какими бывают газовые МАЗы, и когда все началось?
01. Следящий за этой за отраслью, пожалуй, вспомнит проект ЭкоМАЗ 2008 года. Вдохновителем проекта была фирмаTRADO Holding, чешский дилер МАЗа. Именно в Чехии был построен MAZ-534003, на шесть лет опередивший аналогичный по смыслу проект, который сам МАЗ представит только к своему 70-летнему юбилею.
02. На MAZ-534003 установили чешский газовый двигатель TEDOM TG 210 AV мощностью 285 л.с., а объем газовых баллонов составлял 805 л. Сами баллоны, кстати, были очень удачно скрыты пластиковыми щитками.
MAZ-534003 пригоняли в Минск на презентацию, но тогда в родных пенатах CNG-тема еще не была в таком почете, как сейчас и, сложилось впечатление, что головной автозавод тогда, мягко говоря, не очень сильно заинтересовался чешским предложением. По крайней мере, в линейке техники для домашнего рынка у МАЗа такой модели тогда так и не появилось. А TRADO Holding, была информация, получила заказ на 50 таких машин.
03. Были ли построены все 50 экземпляров, мы не знаем, зато знаем, что тема чешских газовых МАЗов получила продолжение. Этот снимок датируется апрелем 2013 года и доказывает, что как минимум один чешский газовый МАЗ с рестайлинговой внешностью существует в реальной жизни.
04. В 2009 году появился «как бы первый» автобус МАЗ на газовом топливе. «Как бы первый» он потому, что стал первым, попавшим в медиа-пространство. Построен это автобус был в Сербии, местным партнером, фирмой «Вулович транспорт». Двигатель здесь газовый 280-сильный Cummins CGe4 280, объем газовых баллонов — 1176 л. Комплект газового оборудования поставляла фирма Dynetek Europe GmbH.
А что за эмблема БИК вместо МАЗовской? БИК — аббревиатура от сербского «Бус Индустрија Крагујевац» и торговая марка «Вулович транспорта», который в городе Крагуевац и базируется.
Ремарка М-Парка05. Действительно первый автобус МАЗ на газовом топливе выглядел вот как.
МАЗ-104С на газовое топливо, судя по всему, был переоборудован силами МинскТрансГаза, «служебкой» которого он и работал.
06. Газовый автобус собственной конструкции минчане впервые показали в на выставке ComTrans ‘ 2013, то есть только через четыре года после сербов. Называется этот вариант МАЗ-203.965 и оснащен другим газовым двигателемMercedes-Benz М 906 LAG EEV.
07. Баллонный блок размешен не в центре крыши, как на сербском варианте, а сдвинут вперед. Полимерно-композитных баллонов российско-норвежской фирмы Rugasco здесь шесть, каждый объемом по 214 литров. В сумме это 1284 литра или 257 «кубов» газа.
08. Газовые автобусы МАЗ — уже серийный продукт. Их на сегодня построено как минимум 20 экземпляров. 10 штук купил Минсктранс, 8 — Белтрансгаз для служебных целей и два экземпляра проданы в Россию.
09. Вот здесь как раз показан момент передачи первой партии автобусов Минсктрансу.
10. Первым делом Минсктранс закупил газовые автобусы в пригородной двухдверной версии. Индекс этой модификации — МАЗ-203.С65.
11. Газовый грузовик МАЗ представил летом 2014 года, через шесть лет после чехов. Машину нарекли «простым и запоминающемся» индексом МАЗ-534023-0000520-030. На нем установлены китайский газовый двигатель двигателемWeichai WP10NG280, и четыре баллона Rugasco общим объемом 1128 л.
12. Весной нынешнего года на это же шасси установили мусоровозную надстройку. Так МАЗ-534023-0000520-030превратился МАЗ-590423-010. Но есть у него и имя собственное — Сапфир-Эко.
13. Ящик с газовыми баллонами установлен за кабиной и выглядит как-то совсем уж сурово. Пожалуй, есть смысл воспользоваться чешским опытом с декоративными щитками.
14. Выглядит сурово, но вся аппаратура здесь от мировых лидеров — заправочные гнезда производства немецкой фирмы WEH, соединительная арматура (штуцеры, угольники, запорные краны, трубки высокого давления, и др.) произведена компанией Swagelok (американская фирма, но с производственным филиалом в Европе).
Ремарка М-Парка15. А это тоже газовая тема МАЗа. Эту машину уже на самом МАЗе мало кто помнит. Разработка 30-летней давности. Так сказать, архивное преданье старины глубокой. Но это не газовая машина в «чистом виде». Этот вариант мог работать и на газу, и на дизтопливе.
16. В 1985 году был создан экспериментальный газовый двигатель ЯМЗ-Э236М. Сначала его установили на макетный МАЗ-5551 в Москве, в НАМИ, а ноябре 1986 года новый экземпляр газодизельного самосвала был собран уже в Минске на заводе. На снимке как раз заводской вариант
МАЗ-55512.
17. Пять металлических газовых баллонов располагались на раме.
Испытывали две построенные опытные машины, по-советски, основательно. До 1990 года почти. Машины были рекомендованы к серийному производству, но… машины-то создали, а инфраструктуру для их массовой эксплуатации — нет. Так
МАЗ-55512 не стал серийной моделью.
Сейчас CNG-тема переживает словно второе рождение. Под газовую техику разрабатываются льготные программы финансирования, тему активно лоббирует Газпром. Все указывает на то, что газовых грузовиков и автобусов, в том числе марки МАЗ будет все больше и больше